«Ребёнок — непризнанный гений
средь буднично-серых людей»
Максимилиан Волошин
Социальный педагог высшей квалификационной категории — Абдулсаметова Вера Бальтовна.
Социальный педагог в школе - это человек, который знает обучающихся не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей семейного воспитания, окружения, интересов, склонностей и потребностей.
Основные задачи и обязанности социального педагога:
1. Охрана и защита прав несовершеннолетних.
2. Изучение условий жизни и развития детей, планирование и анализ результативности социально – педагогической работы.
3. Профориентационная работа и трудоустройство обучающихся.
4. Социально – правовое просвещение учителей, обучающихся и их родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости.
5. Работа с социально – неблагополучными семьями: малообеспеченные, многодетные, семьи группы "риска".
10 заповедей для родителей
1. Знайте меру - когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: "Ты всегда", "Ты вообще", "Вечно ты". Ваш ребенок всегда и вообще хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так.
2. Не расставайтесь с ребенком в ссоре - сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.
3. Творите пространство любви - возвращаясь домой, не забывайте сказать: "А все - таки, как хорошо у нас дома".
4. Общайтесь с ребёнком. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день читайте с детьми вслух (даже с подростками) хорошую книгу, это сильно обогатит ваше духовное общение.
5. Умейте слушать - для ребёнка очень важно делиться с вами своими успехами и неудачами. Дайте ему такую возможность. Не перебивайте и не критикуйте.
6. Поддерживайте - подчёркивайте сильные стороны своего ребёнка, поощряйте ребёнка за успехи, избегайте акцентирования его слабых сторон, поддерживайте в трудных ситуациях.
7. Не предавайте - Всегда будьте на стороне ребёнка, даже тогда, когда он не прав. Научите его признавать свои ошибки и исправлять их.
8. Будьте последовательны - не меняйте свои позиции под влиянием ситуации. Не предъявляйте детям требования, которые не выполняете сами.
9. Умейте поставить себя на их место - ребёнку часто кажется, что с теми проблемами, с которыми ему пришлось столкнуться, никто раньше не сталкивался. Посмотрите на мир их глазами, вспомните, как Ваши родители поступали по отношению к Вам в таких ситуациях. Дайте детям почувствовать, что вы их понимаете.
10. Общайтесь с его друзьями - в подростковом возрасте друзья ребёнка оказывают на него значительное влияние, иногда даже большее, чем родители. Пусть друзья приходят к вам в дом. Не критикуйте друзей вашего ребёнка, научите его самого критически оценивать мнения и поступки своих друзей.
Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них.
2. Настаивать на соблюдении принятых "правил игры", самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается.
3. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
4. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой - мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
5. Действовать только тактическим маневром и никогда - прямой атакой.
6. Помнить, что стрессовая тактика авторитарной педагогики по отношению к детям способствует пополнению рядов группы риска.
7. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное.
8. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
9. Только на основе доверия и взаимного уважения с подростком можно решать какие-либо проблемные вопросы.
10. И если это доверие достигнуто - не злоупотреблять доверием подростка, нарушая данное ему слово или обещание, вводя его в заблуждение.
Профориентационная деятельность
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога является профориентационная работа с воспитанниками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.
Содержание и формы деятельности социального педагога:
1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации.
2. Профдиагностика.
3. Организация встреч с людьми разных профессий.
4. Проведение занятий по основам выбора профессии.
5. Организация взаимодействия с высшими и средними профессиональными учебными заведениями с целью определения дальнейшего образовательного пути воспитанника.
6. Координация реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся.